Палаточный лагерь «Профессиональные старты»
Главная идея летних палаточных сборов проекта «Профессиональные старты» — свобода. Для реализации дел и идей, для новых целей и людей, для профессиональной и личностной пробы.
Мы стараемся, чтобы с ребятами встретились как можно больше разных специалистов: педагогов, психологов, режиссеров, политиков и прочих. Эти люди совершенно разные не только с точки зрения профессий, но и взглядов на жизнь и стилей общения и руководства. Общее в них только одно — им не безразличны дети и они готовы с ними разделить их путь самопознания.
И каждый подросток вправе выбрать наставника, который ему ближе, образовательный курс, который ему интереснее, дело, в котором он будет с удовольствием участвовать, и стажировку в том режиме активности, который кажется ему оптимальным.
Вот и получается, что времени у нас мало (всего 10 дней), а успеть надо ох как много. Иногда кажется, что все задуманное невозможно совместить — и в спектакле поучаствовать, и на стажировку выйти. Но оказывается, варианты есть: можно успеть всюду понемножку, а можно четко расставить приоритеты и выбрать наиболее важное.
Каждый день сборов — это постоянный выбор. Встать или нет на утреннюю йогу (или пробежку, или баскетбол, или…) и купание; какой образовательный курс выбрать из восьми предложенных; куда после моря успеть — на подготовку к стажировке или в душ; поспать после обеда или сходить на занятие с психологами (или выспаться прямо на занятиях, ей-богу, и такое случалось!)… А параллельно возникает еще множество дел. Кто участвует в конкурсе «Профессиональные старты», кто — в конкурсе вожатского мастерства; кто-то танцы для спектакля ставит, кто-то заметки пишет. Каждый раз, оглядываясь назад, я удивляюсь, как мы смогли столько успеть?
Зарисовка первая «Мастер-классы»
«Было много различных мастер-классов, и некоторые из них заставили меня задуматься… На них я узнала много нового. Они научили меня, как быть смелой и ничего не бояться, находить и решать трудные задачи» (Екатерина Серебрякова, г. Алатырь)
Зарисовка вторая «Занятия с психологами»
«Мастер-классы заставили меня задуматься о многом, заставили измениться изнутри. Но особенно мне понравилась работа с психологом, потому что я никогда ни в чем подобном не участвовала. С помощью этих встреч я смогла раскрыться еще больше» (Галя Кондратьева, г. Алатырь)
Зарисовка «Стажировка»
Про стажировку отдельный разговор. Все психологи знают, что если хочешь качественно изменить отношение человека к чему-либо, дай ему ответственность. С подростками это беспроигрышный вариант: в ходе стажировки в качестве вожатого можно почувствовать себя знающим, ответственным, уверенным, достойным. И тут у наших ребята свободный выбор — они сами выбирают напарника, возраст ребят, с которыми им предстоит работать, дело, которое они с ребятами готовы провести.
Если ребята выходят на стажировку на смене, мы, специалисты, всюду стараемся «соломки подложить»: ответственность за все несет вожатый. А вот на сборах другое дело. Полная самостоятельность — ребята знают только лагерь, имена вожатых и отряд, где они будут стажироваться. Полная свобода: сами работают с вожатыми и расписанием, сами определяют свою нагрузку, сами координируют напарников и «коллег» в лагере, и прочее и прочее. Скажете, что невозможно качественно проконтролировать всех? —Да это и не требуется, вот в чем секрет! Тех, кто «схалявил», и так будет видно — напарнику, вожатым на анализе стажировки, но самое главное — можно обмануть кого угодно, только не себя. Поэтому после стажировки они сами оценивают собственную работу: усилия, старания, целесообразность, успех и полезность.
«Мне очень понравилась стажировка, и поэтому я сделала вывод , что, как и мои родители, я могу стать отличным педагогом.» (Любовь Мячина, Кировская область)
Наверное, еще один наш секрет в том, что мы не работаем «по шаблону». Конечно, каждый раз мы готовимся перед сборами, делаем наброски, но это не генеральный проект, и какая картина получится в итоге, зависит от ребят, которые к нам приедут. Может оказаться так, что потребуются другие, незапланированные занятия, или запрос на такое дело, которое не входило в наши планы, или интерес, который объединяет всех и о котором мы не подозревали. Нас это не пугает, мы готовы поменять все планы, идти в неизвестном направлении, а значит учиться вместе с ребятами, познавать мир и самих себя. Это непередаваемая радость — опыт совместного пути и открытий. Поэтому результат нашей совместной работы всегда немного отличается от задуманного и еще ни разу не повторился.