Олег Семенович Газман — педагог-новатор.

21 января был День рождения Олега Семеновича Газмана.

Немного о нем:

Газман Олег Семёнович — педагог, кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО, один из теоретиков «коммунарского движения», вдохновитель и разработчик «педагогики поддержки». Поэт и музыкант, один из первых директоров всероссийского пионерского лагеря «Орленок» и подмосковного экспериментального лагеря «Маяк», где положения педагогики поддержки проверялись на практике. В последние годы руководил лабораторией Центра педагогических инноваций РАО.

Педагогика поддержки возникла в продолжение дискуссии 80-х гг. в широких педагогических кругах о необходимости ограничения авторитарной педагогики в сторону предоставления большей свободы для «самостроительства» личности ребенка. Дискуссия отражала кризис образования, связанный с «застойными» явлениями в обществе тех лет. О.С. Газман стал одним из когорты ведущих педагогов, связывающих утрату тогдашней моделью образования прогностических функций и подавления экспериментальности в обучении с господствовавшей идеологией «обслуживания» государственных установок.

О.С. Газман последовательно проводил постулат о том, что главной обязанностью педагога в воспитании является мягкая, ненавязчивая помощь педагога в саморазвитии, самореабилитации, самоопределении и самоорганизации ребенка.

«Растить в себе человека можно только помогая другому быть человеком», — говорил О.С. Газман.

Он предлагал индивидуализировать процесс воспитания, для чего педагогу и школьнику необходимо вместе пройти пять взаимосвязанных этапов:

— диагностический (установление контакта, вербализация проблем, оценка значимости проблемы)

— поисковый (совместный поиск решения проблемы или трудности)

— договорный (проектирование и взаимная договоренность о действиях)

— деятельностный (поддержка инициативы ребенка, помощь и взаимодействие)

— рефлексивный (обсуждение, констатация, осмысление опыта)

Реализация этого поэтапного сотрудничества в массовой школе, по мнению, О.С. Газмана, должна привести к гуманизации воспитания, которое соответствовало бы общественной необходимости в строительстве демократического правового государства. «Педагогика поддержки» стала одной из ярких инновационных идей в педагогике конца XX века.