История проекта «Профессиональные старты»

Проект «Профессиональные старты» родился из письма, которое Генеральный директор ВДЦ «Орлёнок» А. В. Джеус получил от 15-летней девочки, отдыхавшей в одном из лагерей Центра.

Света Краморенко писала об уникальном опыте, полученном ею во время пребывания в «Орлёнке», о поразившей ее атмосфере дружбы, взаимопонимания и взаимопомощи. О внутренней силе и уверенности, которые рождаются в процессе специально организованной коллективной жизни; о том, что полученные навыки общения и самоорганизации требуют какого-то активного выхода, должны стать началом чего-то прекрасного и очень нужного детям и молодежи… Ведь «Орлёнок» — это ни с чем не сравнимая площадка для педагогических «проб и ошибок», и не только для вожатых, но и для самих детей. Вот если бы можно было таким образом воспитывать будущих педагогов, организаторов детского досуга, вожатых, учителей…

Это было письмо-идея, письмо-прозрение, по-детски искреннее и по-взрослому серьезное.

Человек, к которому девочка обратилась за помощью, не просто поддержал ее идею, а стал ее вдохновителем, сподвижником и главным попечителем. По личному приглашению Александра Васильевича первого июня 2007 года Светлана Краморенко приехала в «Орленок» для встречи с ним и Президентом Краснодарской краевой общественная организации молодежных лидеров и предпринимателей «Молодежная палата Кубани» Людмилой Викторовной Спириной, которая с воодушевлением присоединилась  к работе, взяв на себя координационную функцию развития проекта в регионах Российской Федерации.

Получив поддержку взрослых, Светлана отправилась на поиск единомышленников в каждом детском лагере «Орленка». Ей удалось вдохновить своей идеей 50 подростков из разных уголков России, которые стали первыми участниками проекта «Национальный резерв», впоследствии переименованного в «Профессиональные старты». Первые 50 участников проекта прошли установочный  семинар, результатом которого стала разработка идеи проекта, определения этапов его развития, критериев отбора кандидатов в проект, разработка программ личностного роста.  По окончании семинара 25 августа 2007 года участники семинара презентовали результаты работы Генеральному директору ВДЦ «Орленок» А. В. Джеусу.

Поздравив участников с продуктивным стартом, Александр Васильевич пообещал личное содействие в развитии проекта на Федеральном уровне и предложил считать день 25 августа 2007 года днем рождения Проекта.

С того дня прошло почти 10 лет, и «Национальный резерв», переименованный впоследствии в «Профессиональные старты», развился и реализовался во многих направлениях. Сегодня можно с уверенностью сказать, что Проект не только благополучно прижился в детско-оздоровительной системе Всероссийского лагеря, но и занял особую нишу в профессиональной образовательно-педагогической вертикали.

При поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и ВДЦ «Орлёнок», Проект осуществляет свою деятельность как специализированная смена, в которой развивающая и образовательная деятельность участников направлена на формирование у подростков ключевых профессиональных компетенций направления «человек — человек». Здесь они получают навыки рефлексии, эффективного взаимодействия с другими участниками, организации игровых и педагогических процессов, принятия самостоятельных решений. Разнообразные формы занятий направлены на формирование и развитие у детей таких необходимых способностей и качеств, как социальный интеллект, ответственность, лидерство, мотивация для самообразования и саморазвития.

Деятельность Проекта реализуется теперь и вне рамок собственно специализированных смен «Орлёнка». Эффективная работа ведется также на краткосрочных семинарах на базовых площадках в различных городах России — межрегиональных сборах, где прежние и новые участники проекта могут не только чему-то научиться, но и встретиться с друзьями и единомышленниками, поддержать «профстартовский дух».
«…Потом меня посетила идея. Такая безудержная, детская, похожая больше на мечту. А что, если ребенка научить навыкам вожатого? И не просто научить, а еще и на практике показать все их умения?

Да, детям можно объяснить, как общаться с окружающими, как совмещать разные типы характеров и каким образом находить компромиссы в решении конфликтов. Только одни эти объяснения уйдут в пустую, если не разобрать на практике теорию.

И мне подумалось, что было бы довольно интересно создать смену отдельно для подростков, где они смогли бы не просто научиться совмещать столь разные, а порой просто жутко разные, интересы детей, а даже попробуют стать вожатым. Представьте себе: вот подросток, наученный многим вещам и проверивший «на своей шкуре» трудности понимания, узнавший на своих же ошибках, как нужно создавать условия для социального становления личности (ведь в этом цель лагеря?).

Вот такой «универсальный» ребенок, прошедший стадию «проб и ошибок», выходит из стен вашего лагеря. Теперь ему легче общаться с окружающими, находить с ними общий язык. Рано или поздно он начнет использовать вновь приобретенные качества личности на благо обществу. Реализует способность гармонизировать разные типы людей. Поможет, возможно, кому-нибудь соединить разные интересы и потребности.

И вот увидите — к таким, как он, потянутся. Кто-то захочет быть немного на него похожим. И пойдет «цепная реакция».

Представьте себе поляну, где только взошла трава. Молодая, еще не пережившая трудностей климата. Это сегодняшняя  молодежь. И среди всего этого изобилия трав распускается один-единственный цветочек: тот самый «универсальный» ребенок. Он поможет соседнему бутону набраться сил и распуститься. Потом другому, третьему, четвертому… А те, в свою очередь, помогут своим соседям. И вот перед нами уже поляна, покрытая красивейшими цветами».

Из письма Светланы Краморенко А. В. Джеусу